РАЗВИТИЕ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА ДОМА

20.04.2020
Успех в обучении и развитии особенного ребёнка на 50% зависит от коррекционно-развивающей работы, осуществляемой педагогами, и на 50% - от того, в какой степени родители хотят, стремятся, могут помогать ребёнку и готовы поддержать его...

Советы учителя-дефектолога по развитию детей с ТМНР дома.

      Для обеспечения помощи ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)  в условиях дома родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.

   Для ребенка с ТМНР  очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

  • Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
  • Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
  • Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);
  • Лазанье, перелезание через папу, маму (с прикосновениями к различным участкам тела ребёнка);
  • Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
  • Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу, например: «Ударь, как слон», «Ударь, как мышонок»);
  • Пальчиковые игры;
  • Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Су-Джок шарики, резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).

  Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).

   Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка: стараться поддержать его игру и включаться в нее – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо переходить к играм с правилами.

    Используйте в развитии ребёнка элементы «Холдинг-терапии». Например: держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза». Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.).

   Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки). Можно рекомендовать, ввести в распорядок дня ребенка какую-либо обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).

   Обязательным условием развития речи детей является её постоянная стимуляция. Предлагайте ребенку выбор ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею». Работайте также и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось).

   Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды). Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.

  Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место).

   Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.). Для того чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).

   При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:

  1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию).

Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон».

  1. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.).

  Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе».

  1. Задаем вопрос: «Что это?»(если ребёнок не даёт ответ на поставленный вопрос, взрослый сам же на него и отвечает).

Советы по организации занятий дома:

  • Сведите к минимуму посторонние раздражители на занятии.
  • Упражнения проводите в домашней обстановке во всех режимных моментах.
  • Помните о главной направленности проводимого занятия.
  • Поощряйте движения ребенка, вызывая его эмоциональную реакцию.
  • Одобряйте ребенка — улыбайтесь, поглаживайте, обнимайте, подбадривайте его.
  • Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.
  • Не оказывайте физическую помощь ребенку, если у него есть трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.
  • Заканчивайте упражнение прежде, чем оно надоест ребёнку.
  • Своевременно переключите его на другую деятельность при помощи голоса, логических пауз и ударений, интонации.
  • Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.

 Таким образом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а следует разбивать их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: плавно переходя от одной к следующей.

   Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ТМНР (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня).

  В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка.

Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка!